×
Политика
0

Встать на обе ноги

Читать «Новости Югры» в

РЖД и правительство округа готовы к реализации старых проектов и работе над новыми


Не сегодня-завтра все меры по модернизации дороги Тобольск – Сургут – Коротчаево окажутся тщетными, она снова будет перегружена. И мы как стояли на одной ноге, так и останемся стоять, особенно если будет запущен Северный широтный ход. У нас есть якорный инвестор, готовый вложиться в строительство автомобильной дороги в направлении Приполярного Урала, в создание соответствующей инфраструктуры. Паспорт проекта уже утвержден правительством России. Сейчас ведется поиск других инвесторов. Округ крайне заинтересован в развитии транспортной инфраструктуры, в усилении работы с РЖД. Мы окажем всяческое административное содействие, чтобы проекты реализовывались в установленные сроки и в проговоренных объемах».

Наталья Комарова, губернатор Югры

 

На прошлой неделе новый президент Российских железных дорог Олег Белозеров и губернатор Югры Наталья Комарова договорились о глобальных изменениях транспортных структуры (путей сообщения) и инфраструктуры (станций и вокзалов) в регионе.

Железнодорожное сообщение уже в обозримом будущем станет полноценным: скоростным и в двух направлениях, а не реверсивным, как сейчас.

Более того, есть еще перспектива – строительство совершенно новой ветки вдоль восточного склона Урала, которая соединит Северный широтный ход и Транссибирскую магистраль, обеспечит связь с морским портом Сабетта и тем самым закольцует железнодорожное сообщение на севере страны.

Свет в конце тоннеля

Усилить северное направление РЖД задумало еще в 2007 году, но к конкретным действиям приступило в 2012­м, когда участок трассы Тобольск – Сургут – Коротчаево полностью исчерпал свою пропускную возможность. «Помогли» ему в этом нефтяники, а точнее – компания «НОВАТЭК», увеличившая объемы производства и не собиравшаяся останавливаться на достигнутом, что в итоге и вышло. Только в прошлом году Пуровский завод по переработке конденсата отправил по железной дороге 9,7 миллиона тонн продукции, по сравнению с 2014 годом прирост составил 79,7 процента. Объемы увеличились после запуска третьей очереди Пуровского ЗПК в конце 2014 года и ввода в эксплуатацию новых Яро­-Яхинского и Термокарстового месторождений. Если бы РЖД к этому моменту не увеличили пропускную способность своих путей на территории региона, таких показателей достичь бы не удалось.

Но проделанная железнодорожниками работа – это только середина пути. Проект продвигается в соответствии с графиком, что позволит увеличить провозные и пропускные способности участка и обеспечить в 2016 году вывоз 24,5 миллиона тонн углеводородов, это на 73 % выше уровня 2011 года. Общие вложения в развитие участка должны составить более 30 миллиардов рублей. Основной инвестор – «НОВАТЭК». В рамках проекта строятся вторые пути на линии Тобольск – Сургут, 14 разъездов на участке Сургут – Коротчаево, должны быть реконструированы станции Тобольск, Демьянка и Сургут.

В 2017 году проект усиления инфраструктуры на направлении Тобольск – Сургут – Коротчаево, по информации РЖД, должен быть завершен. Единственным «узким» местом может остаться станция Сургут.

– Сейчас она работает с полной загрузкой, полностью исчерпав пропускную и перерабатывающую способность. Основным грузоотправителем станции Сургут является ООО «Газпром трансгаз Сургут» (доля в общей погрузке составляет 96 %). Это «узкое горлышко» нам необходимо расширить за счет строительства нового парка, по крайней мере, с тремя отправочными путями. Так как основной пользователь станции – компания «Газпромтранс», то участники совещания предложили провести совместную работу по поиску инвесторов на реализацию проекта по развитию станции. Сегодня проектные работы уже одобрены. По мнению экспертов, на модернизацию станции потребуется как минимум 950 миллионов рублей. Со своей стороны начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов заявил, что компания готова выделить 200 миллионов рублей на монтажные работы: «за три года можем существенно изменить конфигурацию станции и решить все существующие проблемы».

Внимание: подъезжаем! Следущая станция – новый вокзал

Одновременно со станцией Сургут будет реконструирован и железнодорожный вокзал. И не только в Сургуте, но и в Пыть­-Яхе. Длительные переговоры между собственником объектов – РЖД и Югрой встали на практические рельсы. Как заявил представителям прессы президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров, компания уже сейчас готова выделить средства на подготовку проектно-­сметной документации реконструкции вокзалов: на Пыть­-Ях – примерно 25 миллионов рублей, на Сургут – около 40 миллионов. Само же строительство вокзальных комплексов на железнодорожных станциях начнется в 2017 году и закончится уже в следующем.

– 2016 год Российскими железными дорогами объявлен Годом пассажира. И мы хотели бы, чтобы наши граждане почувствовали в этом году перемены, и не только в Москве, но и в регионах. Сегодня мы обсуждали реконструкцию двух вокзалов, которые были построены более 30 лет назад в Сургуте и Пыть­-Яхе. В ближайшее время мы постараемся, чтобы они отвечали самым современным требованиям, в том числе к транспортной безопасности и удобству для маломобильных граждан, – пояснил Олег Белозеров.

Обсуждение этого проекта длится уже пятый год. В 2012 году ОАО «РЖД» оценивало инвестиции в сургутский объект в 2 миллиарда 134 миллиона рублей, а в пыть­яхский – в 1,282 миллиарда рублей в ценах 2012 года. Но в связи с изменением экономической ситуации в стране в целом стороны решили оптимизировать и актуализировать цифры. Расчеты будут скорректированы на основе данных по прогнозным пассажиропотокам и показателям эффективности деятельности РЖД с учетом перспектив развития Сургута и Пыть­-Яха. На всех этапах реализации проектов будет обеспечен надлежащий уровень безопасности и качества предоставляемых пассажирам услуг, а также общественный контроль качества строительства.

Напомним, что ранее в Сургуте планировалось построить новое здание вокзала, конкорс (распределительный зал между платформами), реконструировать старое здание, высокую платформу и багажное отделение, заменить инженерные сети. Было предусмотрено и возведение гостиницы с автопарковкой. Сейчас РЖД предлагает заменить конкорсы на крытые пешеходные переходы с лифтами или подъемниками, а также исключить коммерческие объекты (гостиницу, торговый центр, автопарковку), предусмотрев их реализацию за счет частных инвесторов.

Тем более что ранее предполагалось участие в финансировании проекта на равных правах с РЖД и правительством Югры. Но в прошлом году окружные власти предложили иной алгоритм, согласно которому реконструкция ведется за счет средств РЖД с последующей компенсацией части инвестиционных затрат субсидиями из регионального бюджета. Именно эта схема и легла в основу подписанного сторонами документа. Детали, как правительство Югры и компания «РЖД» поделят между собой расходы на реконструкцию вокзалов, будут уточняться в процессе проектирования.

– Сегодня мы подписали протокол, в котором взяли для себя стратегические для этих проектов обязательства. В соответствии с законодательством автономного округа об инвестициях, о государственно-­частном партнерстве у нас есть возможность компенсировать часть расходов инвестора на реализацию этих двух проектов, значимых для региона и всей страны, – добавила Наталья Комарова. – Кроме того, мы не исключаем, что к двум якорным инвесторам присоединятся и другие бизнес-­структуры, которые внесут свой вклад в создание услуг, сопутствующих вокзальным, – гостиницы, торговля и так далее. Таким образом, финансовое бремя на каждого инвестора будет меньше.

Строительно­-монтажный поезд для уральского предгорья

Несмотря на успешную 68­процентную реализацию проекта «Тобольск – Сургут – Коротчаево», губернатор округа предложила партнеру обратить внимание и на другую возможность развития транспортной системы Севера.

– Считаю, что для развития Севера России есть еще одно перспективное направление – Полуночная – Обская, – отметила Наталья Комарова. – Линия пройдет вдоль восточного склона Уральских гор и способна обеспечить кратчайшую меридиональную связь между Северным широтным ходом и Транссибом, а также связь с морским портом Сабетта.

Проект является приоритетным по двум причинам. Первая – надежный выход России в Арктику может быть обеспечен только двумя магистралями, которые разделят постоянно увеличивающийся поток грузов. Вторая – Полуночная – Обская позволит открыть для промышленного освоения пока труднодоступные районы Приполярного Урала. Их ресурсный потенциал, даже не до конца разведанный, оценивается как минимум в 18 триллионов рублей и способен стать новой сырьевой базой для развитой металлургии всего большого Урала, что особенно важно в условиях широкого импортозамещения и перехода на отечественное сырье.

Перспективы этого проекта могут собрать такой пул соинвесторов, что основным «паровозам» – РЖД и Югре – теоретически и тратиться не придется, оставив за собой лишь роли исполнителей и идейных вдохновителей. Локомотиву остается лишь встать на начало строящегося пути, а вагоны, загруженные всем необходимым для этого строительства, прицепятся сами.


Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.

Теги статьи: #Железная дорога

Автор текста: Маргарита Прокопенко   Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии