Более 300 музеев России, ближнего и дальнего зарубежья приняли участие в ХVIII Международном фестивале «Интермузей-2016». Культурное пространство Югры в московском Манеже представляли Музей Природы и Человека и Музей геологии, нефти и газа.
Знаете, какая мечта у музейщиков? Чтобы мы с вами ходили в музеи вместе с детьми так же часто, как ходим с ними по торговым центрам. «Музей должен стать местом проведения семейного досуга», – поделилась мечтой с журналистами директор Московского Кремля Елена Гагарина. Наверное, скоро так и будет. Во всяком случае, посещаемость музеев за прошлый год выросла на
13 %. Жаждущие посмотреть выставку Валентина Серова этой зимой так стремились к прекрасному, что даже выломали дверь в Третьяковке. Случай исключительный, но тренд, как говорится, просматривается. Музеи не пустуют.
Музейщики – большие энтузиасты. Даже при скромном финансировании умудряются заманить нас в свои сети, придумывая нескучные проекты. Главная тема фестиваля – «Музей без границ. Социальная миссия музеев в пространстве межкультурного диалога» – выбрана неслучайно. Современный музей не пыльный сундук с ветхими экспонатами, огороженный табличкой «руками не трогать». Трогать и взаимодействовать! Только так ребенок осваивает жизненное и культурное пространство.
Вот и на «Интермузее» было на что посмотреть детям и их родителям. Сотрудники Эрмитажа предложили юным посетителям раскрасить копию легендарного льва Аль-Лат, разрушенного в сирийской Пальмире. Московский Кремль запустил программу, рассчитанную на слабовидящих посетителей, «Музей на ощупь». На фестивале знакомили с рельефной аудиокартой Кремля. Реалистичные 3Dмодели Царь-пушки и Царь-колокола можно было ощупать в специально оборудованной «темной комнате». Ограниченные возможности здоровья не повод не ходить в музей, считают организаторы фестиваля.
«Папина школа»
Музей геологии, нефти и газа из Ханты-Мансийска развернул на фестивале мобильную «Папину школу». Собранные и запрограммированные роботы выполняли задания пришедших на выставку школьников. В выходные дни к стенду было не протолкнуться.
Гуру в робототехнике Александр Лупу в жизни еще папой не стал, но много «тренировался» на своих младших братьях. В 2015 году, будучи студентом института систем управления и информационных технологий ЮГУ, Александр принял участие во всероссийском фестивале «Робофест2015» и занял первое место. Теперь в центре технического творчества «Я и Ты» – партнере Музея геологии, нефти и газа – обучает детей техническим премудростям.
– Сначала с ребятами мы придумываем мультик, а потом с помощью программирования создаем робота из «Лего», который способен выполнять наши команды, – объясняет Александр.
Вроде бы не музейное это дело – учить детей азам технических специальностей, проводить химические опыты, собирать моторы и нефтегазовое оборудование. Но в музее считают: если детям привить инженерное мышление, вскоре они заинтересуются, как добывали нефть сто лет назад и как будут извлекать ее через полвека. Получается нескучная
профориентация.
– Мы впервые участвуем в фестивале, – говорит директор музея Татьяна Кондратьева. – Чем уникален наш музей? Да тем, что из «нефтяных» – единственный государственный. Остальные – корпоративные. Совсем недавно экспозиция нашего музея была представлена на Национальном нефтегазовом форуме в Москве. Мы показали коллекции ведомственных наград, уникальные образцы кернов Березовской скважины Р1, а еще домино, изготовленное из металлической трубы скважины, из которой в 1978 году Сургутским УБР1 были добыты последние тонны первого миллиарда тюменской нефти. А недавно в Югре извлекли из недр 11миллиардную тонну нефти.
«Папина школа», которую Музей геологии, нефти и газа открыл три года назад, оказалась востребованным проектом. В ней с удовольствием учатся не только юные хантымансийцы, но и – в летние каникулы – ребята из других районов. «Папы» – наставники выезжали с мастер-классами в Горноправдинск.
В феврале 2016 года участники координационного совета по реализации семейной и демографической политики в Югре дали высокую оценку программе «Папина школа», той социальной миссии, которую взял на себя нефтяной музей.
Одиссея Антала Регули
У стенда Музея Природы и Человека сценки из Медвежьих игрищ разыгрывает Тимофей Молданов, исполнитель сакральных обрядовых песен, этнограф, кандидат исторических наук.
Посетители «Интермузея» даже не представляют, что в советское время медвежий праздник был под запретом, только в конце 1980х его возродили. Медведь у обских угров – священное животное. На него специально не охотились, но убивали, если вдруг случайно сталкивались. Так начинался праздник удачливых охотников, который длился четыре-пять дней.
– Этой весной на Медвежьих игрищах, которые проходили на границе Югры и Ямала близ Овгорта, мы спели 300 песен, – рассказывает Тимофей Молданов.
И это, конечно, не может не удивлять. Говорят, в мировой литературе существует всего лишь 300 сюжетов. А у обских угров только праздник в честь убитого на охоте медведя подарил миру такое количество песенных историй! Неслучайно в 2014 году Медвежьи игрища были включены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов Югры.
Чтобы сохранить это наследие, недавно при этнографическом музее «Торум Маа» открыли школу Медвежьих игрищ. Пока у Молданова семь учеников, с одним, из Шурышкарского района, работает по интернету – спасибо современным технологиям. В «Этноакадемии обских угров» мастер-наставник делится с детьми впитанными с детства культурными традициями своего народа. Чтото, конечно, прочитал и в трудах ученых.
Особое влияние, как говорит Тимофей Молданов, на него оказал венгерский ученый Антал Регули. Тот в 1843 году отправился в рискованное путешествие на Приполярный Урал – искать прародину своего народа. Венгерский ученый передвигался на лодке, верхом, в нартах, запряженных оленями или собаками, но чаще пешком.
– Три года Регули путешествовал в наших краях. Судя по всему, побывал на Медвежьих игрищах и оставил документальные тому подтверждения. В путешествии он болел, будто духи не пускали его на Север. По совету местных жителей ученый совершил обряд – принес в жертву жеребенка, и препятствий на пути как будто бы стало меньше, – рассказывает Тимофей Молданов.
По его мнению, ученый, собирая фольклор, сделал важное для самооценки обских угров открытие: оказывается, их «песенки» представляют ценность для других людей. Их картина мира кому-то еще нужна!
Неслучайно Музей Природы и Человека в этом году на «Интермузее» представил этнографический проект «Регули в истории Югры».
– Антал Регули 170 лет назад собрал доказательства родства венгров, ханты и манси, – рассказывает заведующая отделом этнографии музея Лариса Поршукова. – К сожалению, большинство уникальных материалов по этнографии, лингвистике, фольклору из этого наследия не были расшифрованы, переведены и изданы. Архив находится в Венгрии и ждет своего исследователя.
Но сотрудников Музея Природы и Человека, прикоснувшихся к наследию венгерского ученого, ждали и приятные сюрпризы.
– Мы знали, что Антал Регули составил первую карту Северного Урала, но где она находится – не представляли. К счастью, недавно фрагменты карты были обнаружены в штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге, мы ее реконструировали и показываем на «Интермузее».
Карта Регули помогла музейщикам прошлым летом организовать экспедицию по следам путешествия венгерского исследователя: от Березово до подножий Приполярного Урала и переходам в районе Исследовательского хребта, включая подъем на вершину Регули (свыше 1 700 метров). Пешим и водным путем было пройдено почти 200 километров. Члены экспедиции (сотрудники Музея Природы и Человека, Кунсткамеры, общественники из организации «Спасение Югры», журналисты, спонсоры из ЮТЭК) подготовили фильм «Одиссея Антала Регули», который презентовали в Москве.
Музейщики надеются, что пройденный экспедицией путь станет новым туристическим маршрутом Югры. Вершина Регули – чем не бренд? И может быть, туристическая достопримечательность привлечет внимание к неразобранному архиву венгерского ученого, который когда-то не побоялся отправиться в неизвестность, чтобы найти ближайших родственников своего народа. Интересно, какие секреты хранят его тетради? «Одиссея Антала Регули», таким образом, продолжается.
Музейщики – люди азартные. Чего-нибудь еще откопают. И мы снова пойдем в музей.
Опубликованных комментариев пока нет.