«Для русского человека очень важно чувство патриотизма, очень важно чувство национальной идентификации. То, что в некоторых странах Европы утрачивается, к сожалению, для них, у нас это есть внутри. У нас это в сердце - любовь к Отечеству. Одна из основных составляющих нашего национального самосознания, одна из ценностей, идей - это патриотизм», - отметил Президент Владимир Путин 7 апреля 2016 года на форуме Общероссийского народного фронта.
Подавляющее большинство граждан России исповедуют любовь к русскому языку, многонациональной культуре, своему городу и стране в целом. Особенно красноречиво подтверждают факты сплочения и единства народов России в наиболее острые, переломные моменты ее истории: например, при изгнании немецко-фашистских оккупантов, а в наши дни – при возвращении Крыма в состав России и другие знаковые события.
Однако некоторые средства массовой информации дают трибуну тем, кто, ссылаясь на свободу прессы, позволяет себе глумиться над патриотическими событиями, датами, ценностями, именами героев. Этим людям дозволено с высокой трибуны СМИ выходить на многомиллионную аудиторию детей, подростков и молодежи с такими определениями патриотизма, как «последнее пристанище негодяев». Они ставят знак равенства между российскими патриотами и фашистами, что не могло не привести к потере многими молодыми людьми жизненных ориентиров, к подмене истинных духовных ценностей ложными.
Сегодня всеми здоровыми силами и средствами общества и государства следует способствовать формированию гражданина и патриота – несмотря на сарказм, откровенное издевательство над этими понятиями со стороны последовательных прагматиков, циников и злопыхателей.
Провалы в гражданско-патриотическом воспитании видны из того факта, что значительная часть молодежи стремится уехать из России работать за рубеж. Остается низким уровень электоральной культуры и достаточно атрофированным - понимание гражданского долга у населения России, особенно молодежи.
Не лучше обстоят дела с духовно-нравственным воспитанием. В России распадается почти 80% браков. Шокируют факты агрессивности, цинизма жестокости и насилия среди населения: жестокое обращение с животными, избиения, изнасилования и убийства одноклассников, убийства родителями детей и детьми родителей, оставления собственных новорожденных детей в мусорных баках и так далее.
Каждый год от наркомании в стране умирает примерно 60 тысяч человек, не считая сотен тысяч исковерканных судеб наркоманов, горя их родных и близких, моральных и материальных потерь общества и государства. Не меньшим злом является алкоголизм.
Все эти крайне негативные и опасные для общества и государства явления тесно связаны не только с экономическими, социальными, демографическими факторами, но и с состоянием духовно-нравственного, гражданско-патриотического и спортивного воспитания.
В переломное для страны время крайне важно организовать для детей, подростков и молодежи занятия по интересам, пока они не вытеснены пагубными привычками. Это может быть спорт, техническое и художественное творчество, увлечение наукой и т.п. Положительного результата в этом деле, безусловно, невозможно достичь искусственно, только средствами воспитания, агитации, пропаганды. Для этого, несмотря на все экономические трудности, нужно создавать соответствующие условия и формировать гражданско-патриотические и нравственные мотивы.
Проблема духовно-нравственного, гражданско-патриотического и спортивного воспитания является крайне сложной проблемой и требует неординарных мер. Я считаю, что необходимо усиление управленческого кадрового звена (в том числе подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов), создание нужной нормативной правовой и материально-технической базы, создания такой системы оценки работы специалистов, которая подвигала бы их к реальному конечному результату.
Совершенно очевидно, что решение проблемы гражданско-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе и защите Отечества будет серьезно «пробуксовывать» без изменения отношения к ней региональных и муниципальных средств массовых коммуникаций. И, конечно же, без общего оздоровления работы чиновничьего аппарата, без постепенного очищения его от формализма, бездушия, коррумпированности.
На мой взгляд, актуально создать в нашей стране Рейтинг состояния и эффективности духовно-нравственного, гражданского-патриотического и спортивного воспитания в субъектах Российской Федерации. Рейтинг должен способствовать тому, чтобы ответственность за гражданско-патриотическое воспитание в учреждениях образования должен нести лично директор учреждения образования; в спортивном, спортивно-патриотическом, военно-спортивном или спортивно-техническом клубе – лично его председатель; в муниципальном образовании – лично глава администрации.
Данный рейтинг субъекта будет определяться не только простым сравнением с другими субъектами, поскольку географические, экономические, демографические и другие условия их развития достаточно разные, а с учетом динамики соответствующих характеристик этого региона по отношению к его аналогичным характеристикам прошлых лет.
В этой связи Рейтинг в субъектах следует устанавливать на основании анализа официальных данных государственных статистических наблюдений, в том числе Росстата, Минобрнауки РФ, Минтруда РФ, Минздрава РФ, Минспорта РФ, Минобороны РФ, МВД, других министерств и ведомств, социологических исследований и опросов, а также с учетом анализа материалов СМИ.
Гражданственность, патриотизм и готовность к защите Отечества имеют в России глубокие исторические корни. Реализация этих феноменов, безусловно, консолидирует людей разных национальностей, социального положения и политических убеждений.
Экономический подъем, преодоление коррупции, сохранение в перспективе самого государства немыслимы без целенаправленной государственной политики по формированию у населения чувства гражданственности, патриотизма и высоких нравственных качеств.
Внедрение рейтинга состояния и эффективности духовно-нравственного, гражданско-патриотического и спортивного воспитания в субъектах России требует обсуждения заинтересованных сторон. В ближайшее время я планирую выйти с инициативой проведения круглого стола по этой теме, в Совете Федерации с участием представителей Министерства образования России.