Последние новости

22:22

В Тюмени осудили сбежавшего ранее заключенного

22:05

Сургутяне определились с объектами для благоустройства в 2025 году

21:28

Школьники из Радужного победили в международном фестивале по робототехнике и программированию

19 мая

В столице Югры прошли забеги международного полумарафона «Забег.РФ»

21:04

В Нефтеюганском район ввели режим повышенной готовности в связи с паводком

20:40

Уровень воды в Оби под Нижневартовском продолжает подниматься

20:24

В Югре процедуру предварительного голосования «Единой России» пройдут 5 участников СВО

17 мая

Фестиваль «Дух огня» представят за рубежом

20:16

Прокуратура требует запретить песню тиктокерши из Югры

20:00

Спортсмен Сургутского района привез серебро с Первенства России по ММА

19:45

Сургутянин Замир Шкахов вошёл в тройку сильнейших паралимпийцев мира

17 мая

В Москве представили «Академическую историю Югры»

19:11

В Пыть-Яхе проснулись клещи

19:00

В Сургутском районе прошла «Педагогическая весна»

18:15

Благодаря слаженной работе врачей СОКБ и Травматологической больницы удалось вернуть здоровье ю...

17 мая

160 млн человек охватил «Дух Огня»

Читать все новости

Семья – весь мой род

Молодые обские угры верны своим традициям и культуре

Фото: Руслан Богордаев

Югра – родина обских угров, но услышать их речь и увидеть традиционный быт в чистом виде можно лишь на далеких стойбищах или национальных праздниках. И все же даже в городе энтузиастам из числа коренных жителей удается сохранить связь со своим народом и быть верными его традициям.

 

Опора друг для друга

Надежда и Руслан Богордаевы создали свой домашний очаг пять лет назад. Они познакомились во время Всемирного финно-угорского конгресса в окружной столице. А сблизила их работа над общими проектами по сохранению культуры своего этноса в Молодежной организации обско-угорских народов. Надежда в то время занималась исследовательской деятельностью, а Руслан пришел в это движение, чтобы почувствовать себя частичкой своего народа – ханты. Сегодня они воспитывают маленького сына Тимура.

– Семью сближает прежде всего общение, – уверены молодые супруги из Ханты-Мансийска. – Умение найти общий язык помогает нам создать надежный тыл и быть опорой друг другу.

На днях они вернулись со стойбища своего родственника Германа Аликова, которое расположено неподалеку от хантыйской деревни Юильск. Жители этих угодий и по сей день ведут традиционный образ жизни, занимаются охотой и рыбалкой.

– Мы каждый год всей семьей выезжаем к ним в гости, – рассказывает Руслан. – Там очень красивые места, не тронутые цивилизацией. Можно порыбачить, отдохнуть от городской суеты и почувствовать себя в гармонии с окружающим миром.

Не каждый горожанин рискнет оказаться в условиях, когда нет горячей воды, приходится постоянно топить печь, а пищу добывать собственными руками. А если понадобится экстренно связаться с городом, необходимо залезть на дерево – только там ловится сотовая связь.

Однако семье Богордаевых такая жизнь не в новинку: они родились в сельской местности. А на стойбище Аликовых приезжают не просто отдохнуть, а успеть записать историю своего рода, сказки и обычаи ханты.

– Семья для меня не просто муж, ребенок и я, – считает Надежда. – В это понятие входит весь наш род. Я родом из деревни Юильск. Сейчас получаю второе высшее образование по специальности «история». Мне очень хочется описать историю родного края. Ведь из этой маленькой деревушки вышли наши югорские этнографы Татьяна и Тимофей Молдановы, поэтесса Мария Волдина, журналист Алексей Сенгепов.

Надежда – из древнего хантыйского рода, который ведет свое начало от князя Молдана. В XV веке он стоял во главе многих югорских князей. Может быть, поэтому Надежда не поменяла фамилию после замужества. Руслан же родом из деревни Зимняя Пушта Кондинского района, которая уже исчезла с карты. Фамилия Богордаев в переводе с хантыйского означает «люди, живущие на острове».

Мама, папа, я – активная семья

Богордаевы по жизни активисты. Несмотря на то что Надежда в отпуске по уходу за ребенком, она продолжает заниматься общественной деятельностью. Сегодня она возглавляет региональную общественную организацию «Союз мастеров традиционных народных промыслов коренных малочисленных народов Югры»:

– Наши мастера проживают в отдаленных поселениях, деревнях и на стойбищах, где бережно хранят традиции обских угров. Мы организуем выставки, где они могут представить свои лучшие изделия за последние несколько лет, чтобы было видно прогресс умельца. Здесь же мастера делятся опытом друг с другом.

Руслан недавно стал депутатом думы Ханты-Мансийского района. Для него политика – возможность улучшить жизнь своих земляков. Обращаются к нему за помощью с различными вопросами, и он старается оправдать доверие избирателей. Кроме того, Руслан пропагандирует здоровый образ жизни и является одним из лидеров городского движения «Трезвый Ханты-Мансийск».

Сына Тимура семья Богордаевых воспитывает активной личностью с пеленок. Спортивные мероприятия, мастер-классы по традиционным изделиям... Малыш всегда рядом с мамой и папой. Дома с ним разговаривают на двух языках – русском и хантыйском.

У северных народов есть много традиций, касающихся рождения и воспитания ребенка. И Тимуру с помощью обычаев предков с ранних лет родители прививают любовь к своим корням.

Так, у малыша, кроме родной мамы, согласно хантыйским традициям, могло быть еще несколько матерей – это женщины, которые помогли ему появиться на свет. У маленького сына Богордаевых, как и у его предков, несколько мам, поэтому он счастливый человек

– Я думаю, что и в городских условиях можно сохранить себя как этнос, – говорит Надежда. – При воспитании ребенка все должно быть естественным. Если дома мы с супругом разговариваем на родном языке, то и сын с раннего возраста впитывает звуки родной речи. А глядя на родителей, возможно, и он в будущем заинтересуется культурой нашего народа.

 

Это интересно!

Рождение ребенка занимает особое место в духовной культуре обских угров. По их представлениям, ребенок переходит из мира умерших предков в мир людей. По поверьям ханты и манси, душа бессмертна, и она бесконечно перевоплощается, а человеческое тело – это своего рода временное жилище, в которое она вселяется при рождении малыша.

«Ребенок родился!» – эта весть быстро проходит от стойбища к стойбищу, являясь как бы приглашением на семейный праздник. Особое внимание уделялось воспитанию ребятишек. Их старались готовить к той жизни, которой от века жили деды и прадеды.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

22:22

В Тюмени осудили сбежавшего ранее заключенного

22:05

Сургутяне определились с объектами для благоустройства в 2025 году

21:28

Школьники из Радужного победили в международном фестивале по робототехнике и программированию

19 мая

В столице Югры прошли забеги международного полумарафона «Забег.РФ»

21:04

В Нефтеюганском район ввели режим повышенной готовности в связи с паводком

20:40

Уровень воды в Оби под Нижневартовском продолжает подниматься

20:24

В Югре процедуру предварительного голосования «Единой России» пройдут 5 участников СВО

17 мая

Фестиваль «Дух огня» представят за рубежом

20:16

Прокуратура требует запретить песню тиктокерши из Югры

20:00

Спортсмен Сургутского района привез серебро с Первенства России по ММА

19:45

Сургутянин Замир Шкахов вошёл в тройку сильнейших паралимпийцев мира

17 мая

В Москве представили «Академическую историю Югры»

19:11

В Пыть-Яхе проснулись клещи

19:00

В Сургутском районе прошла «Педагогическая весна»

18:15

Благодаря слаженной работе врачей СОКБ и Травматологической больницы удалось вернуть здоровье ю...

17 мая

160 млн человек охватил «Дух Огня»

Читать все новости