С приходом суровых морозов у северных народов наступает волшебная пора сказок. Нина Демьяновна Тихонова родилась в мансийской семье и помнит легенды, которые слышала в детстве. Став взрослой, она и сама не раз пересказывала их своим дочерям и ребятам, которых учила в школе. И сегодня Нина Демьяновна с удовольствием делится творчеством своего народа в национальном клубе «Возрождение».
В лесу родилась елочка
Нина Демьяновна родилась в 1940 году в селе Шаим Кондинского района. После училища работала педагогом начальных классов в Березовском районе. Позже окончила Ленинградский государственный педагогический институт имени Герцена и стала преподавать в деревне Чантырья Кондинского района.
Под руководством Нины Демьяновны был создан детский коллектив «Сорнинай». Ребята изучали песни и танцы народа манси и даже выезжали на фестивали в зарубежные страны.
Вся жизнь Нины Демьяновны связана с детьми. Наверное, поэтому она и сама в душе до сих пор остается ребенком. А какой же ребенок не любит сказки? Хотя, по ее собственному признанию, у них в деревне слушать волшебные истории, собравшись у огня, под завывания вьюги, любили все – от мала до велика.
– В декабре приходили сильные морозы и вся природа замирала. Манси оставляли работу. Мужчины возвращались с охоты, и сказители – самые мудрые в семье – начинали рассказывать легенды, – делится Нина Демьяновна. – По несколько вечеров подряд могли рассказывать. Пока повествовали, задавали детям вопросы, и тех, кто оказывался самым смышленым, сразу же примечали. В будущем именно такие ребята становились сказителями.
Что-то Нина Демьяновна помнит из детства, а что-то почерпнула из книг мансийских писателей. В ее домашней библиотеке собрано много сказок и легенд. Особенно ей нравятся истории Ювана Шесталова.
– «По тайге летают сказки, по тайге легенды бродят. Это – древних лет обычай. Жив на Севере моем...» – процитировала Нина Демьяновна строчки любимого автора.
Поскольку уже совсем скоро мы будем праздновать Новый год, Нина Демьяновна решила поведать легенду о появлении елочки:
– По Северу кочевало хвойное племя. Этим племенем правил князь-волшебник, у которого было двенадцать дочерей и один сын. Когда дочерям пришла пора выйти замуж, князь отправил птиц по всему свету, чтобы созвать женихов. Женихи приехали и увезли девушек в разные концы земли. Только самая младшая осталась с отцом и братом. Время шло, и девушки стали ссориться со своими новыми семьями, а потом враждовать и между собой. Тогда князь решил остановить войны и всех людей превратить в деревья. Так замужние дочки волшебника превратились в сосенки, сын – в кедр, а самая младшая стала елочкой.
По словам сказительницы, манси очень бережно и с любовью относятся к хвойным деревьям, так как они кормят и людей, и животных, да и просто радуют своей красотой.
– Очень часто елочка у нас ассоциируется с радостью, – говорит Нина Демьяновна.
Ну прямо как и у нас зеленая новогодняя красавица!
Правда, Новый год манси празднуют совсем не так, как это принято у русских. Начнем с того, что Новолетие, по представлениям этого народа, вообще наступает весной.
– С Новым годом можно сравнить Вороний день, когда птицы прилетают после долгих холодов, – рассказывает Нина Демьяновна. – Ворона считается покровительницей жизни, женщин и детей. В этот день все радуются, устраивают пир, игры и танцы.
Добрым молодцам урок
Не существует у манси и Деда Мороза со Снегурочкой, в нашем привычном понимании, однако персонажи, чем-то похожие на этих героев, все же есть. Например, лесная волшебница Миснэ, которая живет в верховьях реки Конды и воплощает в себе все положительные качества, которые могут быть свойственны человеку: доброту, честность, радушие, внутреннюю и внешнюю красоту. Она живет в гармонии с природой и покровительствует животным и птицам.
– Согласно легендам, юноши-охотники стремились найти Миснэ и взять ее в жены, чтобы силы природы были всегда благосклонны к ним, – рассказывает Нина Демьяновна.
В мансийском народном фольклоре есть не только свои чудесные красавицы, но и настоящие богатыри.
– Мне очень нравится история про мальчика Эква-пыгрися, – делится сказительница. – Это наш прославленный герой. Он не только крепкий и сильный, но еще и хитрый. Эква-пыгрись находил выход из любых, даже самых сложных ситуаций. Он жил в лесу со своей мудрой бабушкой, которая научила его охоте и рыбалке. Когда Эква-пыгрись вырос, то стал промышлять тем, что продавал свою добычу. Однажды сам царь попросил юношу добыть из волшебного озера живой воды. Никому не удавалось этого сделать, а наш герой справился и сумел обхитрить духов, которые охраняли озеро день и ночь. Когда Эква-пыгрись принес царю мешочек с водой, тот засомневался, действительно ли она живая, и повелел юноше сперва самому умыться ею. Охотник так и сделал, и прямо на глазах стал еще моложе и прекраснее. Тогда за живую воду началась настоящая драка среди приближенных царя. Пока они спорили, Эква-пыгрись убежал, прихватив свой мешочек. Он принес его бабушке, и с тех пор она прожила еще много-много лет, не зная болезней.
Больше всего у народа манси сказок и легенд, объясняющих различные явления природы. Пожалуй, одна из самых красивых – легенда о священном лосе и Млечном Пути.
– Раньше у лося было шесть ног, и никто не мог его догнать, – рассказывает Нина Демьяновна. – Однажды один охотник по имени Мосьхум решил сделать лося доступным для человека. На лыжах, обитых выдровой кожей, он отправился вслед за священным животным, мчащимся прямо по небу. С южного до северного Урала он гнал его и сумел наконец отрубить лосю две задние ноги. Лыжня Мосьхума превратилась в Млечный Путь, а в том месте, где он догнал животное, образовалось созвездие Большой Медведицы, которое у манси называется Лось.
Сказки северных народов, как, впрочем, и многих других, позволяли украсить жизнь, сделать ее легче и приятнее и, самое главное, научить храбрости, доброте и любви к окружающему миру.
Фото автора и из интернет-источников
Опубликованных комментариев пока нет.